Russian Arabic Chinese (Simplified) English French German Italian Norwegian Spanish

Заколдованные острова Галапагос

Заколдованные острова Галапагос

Наверное, эволюционной теории Дарвина не было бы и в помине, если бы не Галапагосские острова. На удаленный архипелаг, который европейцы до сих пор воспринимают как край света, Чарльз Дарвин попал в составе экспедиции по сбору материала для Британского музея. Молодого ученого поразили различия во внешности животных одного вида, обитающих в пределах архипелага: тот или иной вид животного или растения развивался по-своему в условиях разных островов. Значит, морфология животного изменяется с течением времени, в зависимости от внешней среды обитания, а не остается такой, как создал ее Господь. Этот чрезвычайно важный вывод изменил взгляды человечества на развитие животного мира, равно как и саму историю биологии вообще. Впрочем, сейчас речь не об эволюционной теории, а о Галапагосских островах.

Архипелаг, расположенный прямо на экваторе, в 1100 км к западу от тихоокеанского побережья Эквадора, состоит из 19 островов и 42 одиночных скал и вулканов общей площадью 8000 кв. км. Экватор проходит прямо через кратер вулкана Вулф на самом крупном острове Изабелла. Глубокий океанский желоб условно делит архипелаг на южную и северную части: в южную входит большинство островов, а в северную — несколько крохотных скалистых островков типа Вулфа и Дарвина. Галапагосские острова вулканического происхождения, за свою трехмиллионнолетнюю историю они никогда не были связаны с материком. Последнее извержение произошло из вулкана Фернандина в 1968 г., и ландшафт этого острова-вулкана напоминает лунный. Большинство островов по-прежнему необитаемы. В 1986 году архипелаг был официально объявлен национальным природным парком.

Несмотря на то, что архипелаг располагается прямо на экваторе, климат здесь вовсе не экваториальный, и даже не тропический. Уникальный микроклимат обусловлен несколькими холодными тихоокеанскими течениями, которые поднимаются с глубины 100 метров. Одно из них, течение Кромвелла шириной 200 метров и температурой воды 13 градусов, омывает западные берега островов Фернандины и Изабеллы, обеспечивая процветание популяции пингвинов. Южное экваториальное течение, идущее с востока от Эль-Ниньо, несет, наоборот, очень теплые воды и омывает северные острова архипелага. Течения встречаются, перемешиваются и обуславливают сложную гидродинамическую мозаику. В результате на соседних островах обитают животные, характерные для тропиков и для Антарктики, для коралловых рифов и полярных широт: например, в полосе прибоя резвятся галапагосские пингвины и морские львы, а рядом ходят гигантские стаи акул-молотов и коралловых рыб.

Архипелаг Галапагос не случайно стал причиной возникновения эволюционной теории. Он настолько изолирован от большой земли, что животные, попавшие на него много лет назад, как считают, из Южной Америки, продолжают свое историческое развитие в собственном оригинальном направлении, в отрыве от остального животного мира, сохраняя древние черты. Например, где еще можно увидеть таких динозавров, как лавовые игуаны или гигантские черепахи, птеродактилей-фрегатов и гигантских пеликанов? Кроме того, нигде на планете нет места, где было бы столько самых древних хрящевых рыб — акул.

Акулы встречаются везде и в большом количестве: на мелководье и на глубине, в укромных бухтах, на поверхности в полосе прибоя и у вертикальных глубоководных свалов. Они плавают поодиночке и в стаях: крупная галапагосская, тигровая, рифовая черноперая, серая рифовая и акула-мако. Особенно часто встречаются рифовые белоперые акулы: их много на мелководье и на пологих склонах. Все они для человека не опасны, даже стаи молотов. Считается, что причин такого добродушия две: во-первых, в холодной воде агрессивность акул мала, и, во-вторых, пищи для них здесь и без нас хватает.

Украшение местных вод — акулы-молоты, которые ходят огромными стаями по 300-400 особей. Особенно много их у северных островов Вулф и Дарвин, куда непросто добраться, но уж если попали, то никогда в жизни столько акул нигде не увидите. Это что-то сказочное! Вид сплошной живой стены из акул-молотов способен привести в трепет кого угодно. Все, что требуется от наблюдателя, это опуститься на глубину 20 метров, вцепиться в риф, чтобы не унесло течением, и подождать минут пять-десять, пока рядом не покажется авангард полчища этих странных неземных созданий с молотоголовыми рылами.

Или вдруг из зеленого полумрака на вас выплывет огромный дирижабль с раскидистыми плавниками и добрыми глазками — китовая акула. Галапагос — одно из немногих мест на Земле, где высок шанс ее увидеть. За несколько дней дайвинг-сафари на острове Дарвин однажды дайвер зарегистрировал 65 встреч с китовыми акулами.

Морские львы — самые забавные и любимые человеком морские существа. Если от акул веет холодом и жестокой силой, то львы излучают тепло, любопытство и благожелательность. Они с удовольствием играют с дайверами и охотно позируют перед фотокамерами. Особенно общительны и игривы молодые самки. Смотреть, как они грациозно кувыркаются, то зависая, то стремглав взмывая в неожиданном направлении, можно бесконечно долго. Самцы более подозрительны и серьезны, они содержат гарем и опекают своих самок. Если навязчиво и долго преследовать самок, особенно агрессивный самец может атаковать и даже сильно покусать. Известны случаи, когда разъяренные вторжением самцы вырывали большие куски мяса из икроножных мышц непрошеных и настырных посетителей.

Черепахи на островах водятся в огромном количестве: нужно постараться, чтобы не встретить за погружение хотя бы одной черепахи. Галапагосские морские черепахи не пугливы, очень любопытны и подпускают к себе вплотную. Встречаются четыре вида морских черепах: кожистоспинная, оливковая, ястребиная и тихоокеанская зеленая. Примечательный период для любителей ярких впечатлений — декабрь-январь, когда самки черепах выползают на песчаные пляжи южных островов и под покровом ночи откладывают яйца.

Морские игуаны — эндемики архипелага. Вид у них, мягко говоря, страшноватый: настоящие доисторические рептилии. Они кормятся в прибойной зоне и отдыхают на камнях в полосе заплеска, там, где висит радуга из мелких брызг. Издалека они кажутся обыкновенными мелкими ящерицами, но вблизи становится ясно: это динозавры.

Галапагос — это и царство птиц. На общем фоне выделяются фрегаты, пеликаны, пингвины, цапли и фламинго. Фрегаты — эндемики архипелага. Они гнездятся на отвесных скалах и в зарослях кустарников недалеко от берега практически на всех южных и северных островах. Самцы известны тем, что в период спаривания у них надувается большой ярко-алый мешок на зобу для привлечения самок. После спаривания пузырь сдувается и свисает красной тряпочкой с горла, как у индюков. Парящий фрегат напоминает снизу доисторического птеродактиля. Здесь водятся два вида фрегатов, различающихся размерами и способом охоты: фрегат большой питается вдали от островов, а фрегат прекрасный — рядом с местом гнездования.

Пеликан — весьма обычная птица на южных и центральных островах и одна из самых крупных птиц архипелага. Пеликаны не боятся людей и очень настырно выпрашивают пищу в местах стоянки кораблей. Они группами садятся на лодки и особенно пристально смотрят на коков, разделывающих рыбу. Наблюдать за тем, как пеликан охотится, одно удовольствие.

Пингвины обитают на острове Изабелла и несколько десятков особей живут на острове Бартоломе. Галапагосский пингвин — маленькая невзрачная серая птица, очень скромная и скрытная. Живут они парочками и гнездятся в пещерах и лавовых пустотах. Постепенное, но постоянное потепление воды медленно убивает популяцию.

Галапагос поразил нас, участников дайвинг-сафари RuDIVE, с самого начала, едва мы прибыли в морскую гавань. На волнорезах, пляжах и многочисленных лодках, стоящих на приколе, загорали морские львы. Они разлеглись прямо на набережной, не реагируя на туристов. В воде плавали десятки пеликанов.

Из моря вставала гигантская триумфальная арка, о ее колонны разбивались волны, а над вершиной кружили огромные фрегаты. Какое-то фантастическое зрелище: в открытом океане стоит древняя арка, вокруг нее бурлит не менее древняя жизнь, и на тысячи километров окрест только Тихий океан.

Если вы желаете понырять на Галапагосе, у вас есть альтернатива: береговая поездка или круиз на судне. Дейли-дайвинг возможен на острове Сан-Кристобаль, на котором есть аэропорт, несколько отелей и дайв-центров. Другой вариант подводного путешествия, более насыщенный и романтичный, — дайвинг-сафари.
Погружаться можно везде — не ошибетесь и мимо акул и черепах не промахнетесь. Однако самый лучший дайвинг — с большими стаями акул-молотов, галапагосскими и белоперыми акулами, китовыми акулами — на северных удаленных островах Вулф и Дарвин. До них нелегко добраться, ибо это большие необитаемые скалы в 12-15 часах хода на катере от центральных островов.

Погружения на Галапагосских островах достаточно сложные физически и психологически, в первую очередь, из-за очень сильных непредсказуемых течений. Приливно-отливные течения бывают очень сильными и даже порождают мощные восходящие или нисходящие потоки, способные унести вас на глубину или выбросить на поверхность. Особенно быстрыми течениями славятся острова Вулф и Дарвин. Иногда приходится хвататься руками за риф, чтобы водный поток не унес туда, куда не нужно. Поэтому рекомендуем всегда надевать перчатки, чтобы не поранить руки об острые раковины усоногих раков, сплошь усеивающих поверхность склонов. Необходим также сигнальный буй, на случай, если вас все-таки отнесло от рифа и страхующие моряки на судне и «зодиаках» вас не видят из-за волнения. Если вас унесет течением в открытый океан и никто этого не заметит, спасение невозможно. В силу реальной опасности все погружения проводятся только под руководством местного дайв-гида, имеющего лицензию Национального парка и хорошо знающего места погружений, приливно-отливный режим и особенности каждого маршрута.

На Галапагосе различают два основных сезона: влажную теплую зиму и сухое прохладное лето, или сезон «гаруа». Гаруа — это мелкий моросящий дождик и мгла, висящие главным образом над большими центральными островами. Вода зимой прогревается до 26 градусов, а летом ее температура у поверхности опускается до 12 градусов.

Эквадор — страна очень красивая и интересная, с богатой историей. Несметные сокровища некогда могущественных индейских племен еще не найдены. После дайвинг-сафари рекомендуем провести два-три дня в верховьях Амазонки или в горах, например, у подножия вулкана Котопакси — самого высокого вулкана в Америке.

12.08.2020
Go to top